Протестантизм

Распечатать
Протестантизм возник в начале 19 века и имеет своим родоначальником бывшего католического монаха Мартина Лютера, который в 1517 году образовал своё вероисповедание, и повёл борьбу с папским престолом. Выступая против заблуждений католичества, Лютер не обратился к чистому источнику Православной веры, а стал по своему умствованию создавать основы новой веры.

С течением времени его последователи всё больше и больше отпадали от учения Первоапостольской Церкви, и протестантизм разделился более чем на 70 разномыслящих обществ и сек 

 Лютеранское учение о Церкви

 Лютер не в праве был выступить в роли основоположника новой христианской церкви, не являющейся непрерывным продолжением Церкви Христовой, которая, по обетованию своего Главы – «…пребудет во век». Этот, лежащий в самых основах лютеранства грех неверия в Церковь, лютеранам надо было как-то оправдать. Надо было ответить на вопрос, где же была истинная Церковь до Лютера. Лютеране прибегли для этого к учению о невидимости Христовой Церкви.

Естественно спросить, какую же Церковь основал Сам Христос – видимую или невидимую, какие таинства учредил для вступления в неё и для участии в её жизни – видимые или чисто духовные, каких Апостолов дал ей – известных одному Богу или известных всем? Кем, наконец, был Он Сам, воплотившийся нашего ради спасения, виденный очами и осязанный руками Своих блаженных современников (1Ин.1,1), сошедший на землю, по словам Апостола, не к бесплотным ангелам, а к семени Аврамову (Евр.2,14-16)?!

 Ответ более чем ясен. Лютеране и сами понимают, что отрицать видимость Церкви полностью – значит вступать в противоречие со Священным Писанием. В лютеранских катехизисах говориться по этому о видимых проявлениях Церкви, утверждается, что «Церковь невидимая заключается в видимом как душа в теле». Но всё это относится ими в полной мере лишь к Церкви первых времен христианства и к церковной организации, учрежденной Лютером. А где была истинная видимая Церковь, скажем, с 5 по 15 век? Это вопрос, на который лютеранам трудно ответить. В лютеранских катехизисах говорится, что видимая истинная Церковь «была едва приметна». Тысяча лет едва приметного существования! Но если это не то же самое, что полное отрицание существования Церкви, лютеранам следовало бы всё же конкретно указать в этом тысячелетнем историческом периоде ту «малоприметную» Церковь, которую они могли бы признать своей. Сделать этого они не могут.

 «Лютеране в оправдания своего отделения от Единой Соборной Церкви приводят место из Деяний Апостольских: «…яко не на лица зрит Бог, но во всяком языце бойся Его и делаяй правду приятен Ему» (Деян.10,35). Но слова эти не служат в оправдание лютеранам, а более в обличение им. Это сказано о Корнилии Сотнике, что он за творение многой милостыни и за всегдашние молитвы действительно был приятен Богу, но не был совершенно угоден Ему, а был ещё недостаточен в том, что требовалось к совершенному спасению. Почему явившийся ангел и повелел ему призвать апостола Петра, объясняя и причину призвания: «…той речет тебе глаголы, в них же спасешися и весь дом твой» (Деян.10,6), — пишет Св. Преподобный Амвросий Оптинский.

Лютеранское учение о спасении

 Выступление Лютера начались с протеста против продажи индульгенций. Римо-католическая практика в этой области основывалась на учении об удовлетворении Богу за грехи, согласно которому жертва Христова, сколь ни велика она по своему значению, не освобождает кающегося от необходимости давать от себя Богу дополнительное удовлетворение за грехи.

Однако, Лютер, также как и католики, видит основной путь спасения грешников не в стремлении к нравственному очищению и святости (что свойственно Православию), а лишь к уходу от наказания. Отличает его учение от римо-католического лишь утверждение, что Христос сполна уплатил за человеческие грехи, нет более необходимости искупать их благочестивыми поступками.

 Так сложилось лютеранское учение об оправдании одной верой, которое является краеугольным камнем лютеранства: «Через веру в Него, а не через наши заслуги, не через наше раскаяние, не через нашу любовь». Такое мнение Лютера исходит из понимания им веры как уверенности протестанта в своём личном спасении. Вера – «…не знание того, что Бог существует, что есть ад и т.п., но уверенность в том, что грехи мне прощены ради Христа» («Апология Агсбургского исповедания»).

Нельзя сказать, чтобы в освещении этого вопроса у лютеран царила чёткая последовательность суждений. Ясно тут лишь то, что учения Лютера не так легко примирить с евангельским.

Сущность лютеранского учения об оправдании и пронунциации излагается в «Шмалькальденских членах» следующим образом: «Благодаря вере во Христа не считается за грех и недостаток всё то, что в наших делах есть греховного и нечистого. …Человек совершенно по своей личности и по своим делам объявляется и считается оправданным и святым».

Приведём высказывания отцов Православной Церкви:

«Впрочем, — скажет иной, — написано: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Иоил.2,32), посему одно призывание имени Господня достаточно к тому, чтобы спасти призывающего». Но и этот пусть выслушает, что говорит апостол: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали» (Рим.10,14)? А если не веришь, послушай Господа, Который говорит: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21). (Свт. Василий Великий)

«Нет, брат, не думай так, как я сказал, и не проводи остального времени жизни своей в нерадении. Но испытай себя самого с точностью и подумай, сколько заповедей Господних переступил ты после крещения, и сколько наделал грехов, по причине которых отступила от тебя благодать Святого Духа, и ты из сына света и дня сделался сыном ночи, и сидишь во тьме. И скажи в себе самом: если теперь, когда я ещё нахожусь в мире сем, не вижу я света божественной благодати и пребываю во тьме, то наверно и после смерти имею прибывать во тьме, и конечно, «как тать в нощи» придёт на меня день Господень, и тогда внезапно постигнет меня вечная погибель. Так воистину есть, братья мои, пусть никто не обольщает вас суетными словами, и никто не надейся на одну веру во Христа. Слушайте, что говорит Апостол Иаков: «как тело без духа мертво, так и вера вез дел мертва» (Иак.2,26). (Преподобный Симеон Новый Богослов)

Лютеранское учение о таинствах 

Православная Церковь имеет семь таинств, а лютеране признают только два таинства – Крещение и Евхаристию. Да и эти таинства не имеют у них настоящего значения и совершения, потому что их совершает мирянин, хотя и называется он пастором. У лютеран нет священства, потому что основатель их учения Лютер, не будучи епископом, не мог передать другим священства.

Чем же являются таинства для спасающегося «одной верой» и какой вообще смысл должны иметь эти видимые священнодействия при отсутствии видимой Церкви? На все эти вопросы протестантам отвечать трудно. Символические книги лютеран называют таинства ещё и «печатями», «знаками» обетований Божих. Для чего же нужны эти «печати» и «знаки»?

По лютеранскому учению, таинства совершаются для того, чтобы постоянным напоминанием о прощении «утешать совесть» грешников.

Святой апостол Павел предостерегает: «…если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящён?» (Евр.10,28-29).

«Кто причащается с верою, любовию, покаянием и страхом Божиим, тот соединяется с Самим Христом, с Его Божеством, с Его человечеством. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» — говорит Господь (Ин.6,56). Какое счастье, какое блаженство, какая сладость! Нигде нет такого счастья, как только в Церкви Православной, ни у католиков, ни у лютеран» (Святой Иоанн Кронштадский).

Отрицание ходатайства святых и иконопочитания

 Почитание святых и икон является для протестантов излюбленным предлогом для вступления в полемику с православными. Молитвенное обращение к святым и значение молитвенного ходатайства святых  ими решительно отрицается, со ссылкой на слова Павла о «едином Посреднике» (1Тим.2,5).

 Прославление святых равнозначно прославлению дела Христова. В первосвященнической молитве Господь сказал: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворил, и больше сих сотворит» (Ин.14,12). «Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его потекут воды живы» (Ин.7,38). В святых действует Христос. Отвергать благодатную помощь святых и молитву друг за друга (живых за умерших, матери за ребёнка и т.п.) на том основании, что у нас один Ходатай, можно только по чистейшему недоразумению.

«Мы должны иметь самую живую, духовную связь с небожителями, всеми святыми, апостолами, пророками, мучениками, святителями, преподобными и праведными, — пишет Св. Праведный Иоанн Кронштадский – ибо они члены единого тела – Церкви Христовой, к коей принадлежим и мы грешные, и которой живая Глава есть Сам Господь Иисус Христос. Вот почему мы призываем их в молитвах, беседуем с ними, благодарим их, славим их. Всем христианам неотложно нужно быть в связи с ними, если они желают христианского преуспеяния: ибо святые – друзья, руководители наши ко спасению, молитвенники наши и ходатаи».

 Лютеране и другие протестанты отрицают почитание икон, и порицают Православных за то, что они почитают образ Спасителя, Пресвятой Богородицы и других святых.

Седьмой Вселенский собор (787г.) очень твёрдо определяет природу почитания икон, которое должно быть в Церкви. Отношение к священному изображению переносится на Первообраз, также как образ и подобие Божии, вложенные Богом в человека при его создании, есть то условие, которое позволяет Творцу ощутимым, доступным созерцанию путём, выявить Себя в образе человеческом.

Вот отчего Церковь в защите иконопочитания неизменно опирается на догмат воплощения Христова, на полноту вочеловечения Бога Слова и наиболее чтимым священным изображением полагает нерукотворный образ Христа, отпечатлённый Самим Господом на убрусе.

 То же можно сказать и о почитании Креста: «Без сомнения, — пишет Св.Иоанн Дамаскин, — часто не имея в мыслях страдания Господня, увидев изображение распятия Христова и придя к воспоминанию спасительного страдания, мы, припав, поклоняемся, не веществу Евангелия, и не веществу креста мы поклоняемся, но тому, что через это изображается».

Кальвинизм

 Вождём Реформации в Швейцарии в середине 16 в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин.

По учению Кальвина, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осуждён на вечную гибель.

Учение Кальвина противоречат понятию о святости Божией. Несовместимо с этим понятием учение, что Сам Бог является виновником и причиной зла, от вечности избрав одних ко спасению, а других к гибели. В этом сказалось влияние язычества, признавшего существование безличной фатальной силы, именуемой роком (судьбой). Учение Кальвина приводит к нравственной незаинтересованности и безразличию к добрым и дурным поступкам.

Итак, кальвинизм отрицает в человеке свободу воли, признаёт грех явлением естественным и неизбежным, с которым нельзя бороться, потому, что даже молитва с покаянием против него беспомощны, отрицает основы христианства и считает Таинства простыми символами. В Шотландии кальвинизм (пресвитерианство) был признан парламентом государственным исповеданием в 1592г. пресвитериане под именем «пуритан» потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов, устранение символики изображения креста, крестного знамения при крещении и т.д. Основой административного устройства у пресвитериан является церковная община с пресвитером во главе, избираемым общиной, сан епископа упразднён. Богослужение сводится к выслушиванию молитв, сочинённых пресвитером, к проповеди и пению псалмов. Икон нет. Литургия отменена, также и Символ веры. Молитва «Отче наш» — «не обязательна».

Англиканство

 Англиканство вероисповедание представляет собой смесь католичества, лютеранства и кальвинизма. В Англии ещё за несколько веков до реформации образовалась оппозиция папскому деспотизму. Поводом к разрыву с Римом в 1532 году послужил для английского короля Генриха 8 отказ папы дать ему церковный развод с Екатериной Арагонской. Первоначально церковных реформ не произошло, но Генрих провозгласил себя главою церкви, отменил «десятины» в пользу Рима.

В 1536 г. от лица парламента вышли «Десять членов вероучения», которые оказались смесью протестантизма с католичеством. В 1552 г. издаётся новое исповедание веры в 42-х членах, а потом «Малый катехизис». В 1559 г. королева издала новое исповедание  из 39 членов, обязательное для духовенства и мирян. Унаследовано заблуждение латинства относительно исхождения Святого Духа и «от Сына». От лютеранства позаимствованы заблуждение об оправдании одной верой, непризнание Вселенских Соборов, и т.д. В английском исповедании подчёркивается церковное главенство короля. 25-й член этого вероучения не признаёт Таинствами Покаяние, Миропомазанье, Брак, Елеосвящение и Священство.

 Английский парламент в вопросах вероучения имеет решающее слово. Король – глава английской церкви – присягает на коронацию «Объявляю и искренне клянусь перед Богом в том, что верю, что в Таинстве Причащения не происходит пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Святых Даров, кем бы оно не совершалось. И я верую, что призывание и поклонение Приснодеве Марии и святым, а также жертвенное значение Литургии противно протестантскому вероучению». В 1927 и в 1928 г. Парламент дважды отверг одобренную собранием духовенства и палатой лордов новую богословскую книгу, так как там было внесено в чин Литургии призывание Святого Духа.

Баптизм

 Секта баптистов вышла из среды английских «пуритан».  Особенность её в том, что баптисты отвергают крещение младенцев. Основателями первой, общины, возникшей в Англии в 1633 г. был англичанин Джон Смит. В 1639 г. его последователи переселились в Северную Америку, где их центром стал Род-Айленд. В начале эта секта не имела успеха, но в конце 18 века был создан «Проповеднический союз» с целью проповеди среди негров Америки «христианства», свободного от догматов, таинств и обрядов. Это встретило сочувствие и материальную поддержку среди богатых американцев. Вскоре баптизм находит новых последователей в Англии, Германии, проникает в Китай, Японию, Индию, Польшу и позже в Россию и в Украину. Основанный в США «Баптистский союз» в 1814 году стал располагать громадными денежными средствами и охватил своей пропагандой весь мир.

Со временем баптизм распался на множество толков. Деление началось ещё в конце 17 века, когда баптисты разделились на «частных» (усвоивши учения Кельвина о безусловном предопределении) и на «общих» (или «баптистов свободной воли»). Все ветви баптизма объединены общим отрицанием действительности крещения младенцев. Ссылаясь на заповедь Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19), они находят, что апостолам заповедано крестить взрослых верующих, а не младенцев.

Такое учение противоречит Святому Писанию и практике первоначальной Церкви. Святое Писание требует крещения всех, не исключая и детей. Сам Христос говорит, что лишь «рождённые от воды и Духа» смогут войти в Царствие Божие (Ин.3,5), относительно же детей повелел: «Пустите детей приходить ко Мне» (Мф.19,14). «Детское крещение имеет своё начало от времен апостолов», — свидетельствует Ориген, известный писатель середины 3 столетия. Кроме того, в Новом Завете Таинство Крещения заменило ветхозаветный обряд обрезания, который был прообразом Крещения и совершался вскоре после рождения ребёнка.

В книге Деяний святых Апостолов упоминается, что апостолы крестили целые семьи, в которых были дети. Так как все крещаемые становились членами Церкви Христовой, то, чем раньше человек принимает Крещение, тем раньше он приобщается к её благодатной жизни. У него духовный рост идёт совместно с физическим. Кроме этого, баптисты крестят в одно погружение. Это очень существенное изменение древнего чина.

Современный протестантизм

Отличительная особенность современного протестантизма состоит в том, что каждый отдельный человек, его личные переживания становятся мерою вещей, а необходимость познания Истины соборным Церковным разумом отвергается. Но самое начало религиозному субъективизму было положено Лютером, его отрицанием Предания и «выпадением из опыта Церкви».

Субъективизм лишает религию твёрдой основы, распыляет веру: отсюда вместо единого «столпа и утверждения истины», вместо единого целого – Тела Христова – море сект, которые в учении о вере весьма далеко удалились от учения Церкви. В протестантизме не Священное Писание и не опыт Церкви определяют богословское мышление, а наоборот. Для доказательства этого предвзятого положения протестантские богословы выбирают из Священного Писания те тексты, которыми эго можно подтвердить. При этом они берут тексты отрывочно, вне всякой связи с общим составом повествования Священного Писания. Естественно, что смысл при этом искажается или толкуется превратно.

Сам предмет религии переместился от религии, центром которой является Бог и спасение, к религиозности, центром которой является человек и его благополучие на земле. Современный протестантизм предлагает сегодняшнему человеку тот же комфорт в духовной области, что и в материальной.

Тем самым, вся история протестантизма свидетельствует, что отрыв от подлинной церковности, от Священного Предания приводит к возрождению апостольской простоты и чистоты вероучения и жизни, а к всё более очевидному искажению учения древней Церкви.

 

 

 

 

Творения Василия Великого. Избранное. Харвест. 2003,стр.427.

Святитель Иоанн Златоуст. Избранные поучения.М.,2001,стр.68.

Преподобный Симеон Новый Богослов.Т.2,стр.38-39.

Письма великих Оптинских старцев. Стр.485-500.изд. Сретенского монастыря.М.,2003.

Святой праведный Иоанн Кронштадский. Предсмертный дневник.М.,2003,изд. Паломникъ; Моя жизнь во Христе. №717,1008.

«Православие и западное христианство» учебное пособие для духовных семинарий и духовных лиц. Д.П. Огицкий, свящ. Максим Козлов. «Отчий дом»,1995.

Где истинная Церковь? Свято-Успенская Почаевская Лавра,2001.

Ионинский Листок 52 (171) 2002.

Священник Радион «Люди и демоны», СПб,2002.

La religion aux Etats-Unis. Que Sais-Je? №3619.

(«Торжество Православия». Киев.2005)

 

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + два =