Истинный и ложный пути ко спасению

Распечатать
Есть Бог – Истина, Любовь, Мудрость, Могущество, Блаженство и Жизнь вечная. Мир есть Его творение и отображение Его совершенств. Человек есть Его образ и подобие, стремящийся к Богу и ко всему, что есть в Боге, к истине, добру, красоте, свободе, любви, к блаженству и вечной жизни.

Вкратце, все откровение Божие человеку или вся Святая Библия говорит о том, что человек был в раю и, потеряв его, стремится в рай, и, наконец, возвращается в рай.

Для царства Божия, для жизни вечной с Богом был создан человек, как чистый образ Божий, и помещен в блаженный рай, откуда переселился бы в рай небесный, вечный, не видав смерти. Но за добровольный грех, непослушания Богу и отделения от Него, он был изгнан из рая в мир страдания и смерти ради своего спасения, или обращения, покаяния и добровольного возвращения к Богу и жизни вечной. И к раю он всегда стремится, да и всегда стремился, по Ветхому Завету Библии, а по Новому Завету, для рая он уже и спасен Богом.

Как же он спасен?

Бог, Творец наш, воплотился в образ Свой – человека, вочеловечился в Иисусе Христе, Сыне Божием, взял нашу природу и пожил в ней, вместе с нами, на земле, призывая к обращению, покаяния и возвращению в Царство Божие. Он показал нам путь спасения словом и примером, дал искупление и прощение грехов наших принял наши страдания и смерть, но и воскрес из мертвых и победил нашу смерть, и вознесся на небо, и открыл закрытые для нас двери рая жизни вечной с Богом, полагая основание всеобщему воскресению и спасению всех людей.

Что же такое спасение, и от чего, от какого зла и причины всякого зла нужно нам спасение?

Спасение от греха.

Для чего пришел Господь? «Спасти людей Своих от грехов их». (Мф. 1, 21).

В чем же это спасение? «Спасение в прощении грехов их» (Лк. 1, 77).

А после прощения грехов что мы получаем? «Дар Божий – жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 23).

Таким образом, прощение грехов и жизнь вечная суть дары Божии? Да.

«Сей день (спасения), его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в нем». И Пасху Христову мы особенно торжествуем, как переход от смерти в жизнь вечную с Господом, в открытый Им двери рая небесного, в нашу «землю обетованную», в которой весь смысл и вся цель нашей временной, земной жизни.

Итак, поспешим получить эти дары Божии. Где и как получить спасение от грехов и залог нашей вечной жизни? В Церкви Христовой, основанной Спасителем, и действием благодати Святаго Духа, Которого Господь оставил на земле Своим Заместителем (Ин. 14, 16, 26).

Прежде всего, в крещении, в таинстве «рождения от воды и Духа». Таинство есть действие, в котором под видимым знаком подается невидимая благодать или сила Духа Святаго (Деян. 8, 18; 1 Кор. 4, 1). «Встань, крестись и омой грехи твои». «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Ин, 3, 5, Деян. 22, 16 : 2, 38-39), говорит Слово Божие.

Церковь Христова крестит и младенцев, потому что они, как «рожденные от плоти есть плоть», а потому они должны «родиться и от воды и Духа, чтобы войти в Царствие Божие». Они могут иметь общение со Христом по вере «приносящих» их ко Христу, «облечься во Христа» в крещении и стать членами Церкви (Ин. 3, 5-6, Лк. 18, 15-17; Гл. З, 26).

В таинстве исповеди, когда действием благодати Святаго Духа, данного чрез апостолов и их преемников, прощаются грехи кающимся. «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». И «приходили (к ап. Павлу), исповедуя и открывая дела свои». (Ин. 20, 22; Деян. 19, 18).

В таинстве причащения «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нея все, ибо сие есть кровь Моя Новаго Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов». Ибо «кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякаго греха» (Ин. 6, 54; Мф. 26, 28-26; 1 Ин. 1, 7).

Так мы получаем святые дары Божии – прощения грехов и жизни вечной, силою благодати Святаго Духа, и делаемся совершенно чистыми пред Богом и достойными Царства Божия. Это есть оправдание даром, по вере нашей и по благодати Божией, праведность от Бога, а не от наших дел (Еф. 2, 5-8; Фп. 3, 9; Тт. 3, 5-7). Это есть великая милость Божия и радость нашего спасения.

Далее, само собой понятно, возникает задача для целой жизни – сохранить в себе дар чистоты, или прощения грехов, и укрепить благодатный залог жизни вечной, чтобы войти в будущий век Царства Божия, «Иди и впредь не греши» (Ин. 5, 14; 8, 11) – слышит христианин голос Спасителя, получить от Него исцеление от болезней грехов своих.

Как же сохранять за собой прощение грехов, уже дарованное нам Господом благодатью святых таинств? «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15), – отвечает нам Слово Божие.

«Мы, причастники божественнаго естества» (2 Пт. 1, 4), подлинно «ядущий плоть и пиющие кровь» воскресшего новой плотью Господа, перешли от смерти в жизнь вечную, – как нам сохранить ее в себе? «Мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий ненавидящий брата своего… не имеет жизни вечной в нем пребывающей. Станем любить не словом или языком, а делом и истиною» (1 Ин. 3, 14-15, 18), то есть, добрыми делами, – поучает нас Писание. Любовь, как и всякая добродетель, есть уже блаженство жизни вечной, ибо прежде всего – «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), и надо его насадить в сердце во всяких евангельских добродетелях и исполнением заповедей блаженства (Мф. 5, 1-12).

Дар Царства Божия или прощения грехов и жизни вечной есть то сокровище в поле, узнав о котором человек продает все и покупает поле то. Оно есть та драгоценная жемчужина, узнав о которой человек продает все, что имеет, и покупает ее одну (Мф. 13, 44-46).

Но Царство Божие, как дар Божий, принятый верою и благодатью, есть только зерно горчичное, которое не только сохраняется в «доброй земле» (Мф. 13, 8) сердца нашего, но должно вырости в нем в целое, большое дерево. Это есть только закваска, от которой должно вскиснуть все тесто, все существо человека и вся жизнь его (Мф. 13, 31-33). Те способности, дарования и начатки добродетелей, в известной мере данные Богом человеку должны быть умножены трудами человека ради Царства Божия во всю, полную меру его сил, как таланты серебра, данные хозяином его рабам для добывания прибыли (Мф. 25, 14-30). И исполнение всякой заповеди должно увеличивать внутреннее, духовное совершенство человека постепенно и все больше, по заповеди – «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Что же наши добродетели превращаются в заслугу что ли, за которую мы получаем Царство Божие? Очевидно, что нет. При даре Царства Божия наши добродетели превращаются в абсолютно необходимую обязанность, в долг. «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Но без исполнения этого долга мы не можем войти в Царство Божие. Милость Божия не может послужить поощрением греху.

Первый человек был создан для рая, но ему надо было «возделывать и хранить его» (Быт. 2, 15). И он его не сохранил. И теперь, снова благодатью дарован рай, и его должно «возделывать и хранить во всякой добродетели. И можно потерять его. Добродетели – необходимая одежда души для брачного пира Царства Божия, без которой изгонять из него (Мф. 22, 2-12). Когда первые люди потеряли добродетель послушания Богу, то увидели, что наги. Добродетель была одеждой их души. Без этой одежды нельзя быть в раю Царства Божия. Заповеди блаженства (Мф. 6, 1-12), потому есть необходимое условие для вступления в Царство Божие, что они восстанавливают в человеке чистый образ Божий, с которым он жил в раю. Как же без исполнения их можно снова войти в него?

Добродетели – не заслуга, ибо Царство Божие не за наши добродетели открыто и дано нам, а милостью Божиею. И прощение грехов наших всегда есть дар Божий, но, после этого дара, и долг сохранения богоданной чистоты и жизни вечной, который делается таким обязательным, неотвратимым и всепоглощающим, что в борьбе со грехом за всякую добродетель сердца своего человек не должен пощадить и жизни своей.

Ради спасения нужно «до крови сражаться против греха» (Ев. 12, 4). Искоренять грехи надо радостным принятием креста всеразличных страданий, душевных и телесных, которые случаются (Иак. 1, 2-4). «Страждущий плотью перестает грешить» (1 Пт. 4, 1). Надо «взять крест свой и следовать за Христом», Который «пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его… будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал» (Мр. 8, 34; 1 Пт. 2, 21, 23).

Так понимает Церковь Христова дело нашего спасения и полагает необходимыми для спасения, или для получения, сохранения и утверждения дара жизни вечной все средства: таинства благодати Святаго Духа, добродетели сердца христианского и от него всякие добрые дела, примеры спасения и образцы исполнения евангельских заповедей среди множества святых и уже спасшихся людей, богослужение священнодействий, молитв и песнопений церковных, назидательные для ума и чувств святые обряды, вещественные святыни икон, креста, останков святых и всего, что можно найти в святых храмах, которые в своем благолепном устройстве и в богослужении изображают нам Царство Божие небесное. Там алтарь, как небо, где престол Божества; иконы небесных жителей; блестящие одежды, как у святых ангелов, в руках которых фимиам молитв народа; светильники и драгоценная утварь рисуют свет и славу Царства Божия; пение и священнодействия дают переживания радости его. Стоя в земном храме славы Божией, мы должны думать, что стоим на небе. Идя в храм, идешь от царства мира сего в царство не от мира сего. Доколе люди во плоти и с чувствами земными, им надо получать, кроме мирских, и святые, духовные впечатления, и если этому могут служить золото, все драгоценности мира, все средства и красота человеческого искусства, то и они должны быть принесены сюда и применены для этой цели. Цель жизни человека – Царство Божие небесное, к которой он призван, требует постоянного напоминания, привлечения, воспитания и хотя малого наглядного представления, которое и предлагает нам Слово Божие, давая описание бывшего земного храма (см. книги Исход и 3 Царств) и будущего, небесного (см. книгу Откровения св. Иоанна Богослова). Так смотрит Церковь Христова на дело нашего спасения и так его устраивает.

 

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × один =