Двуглавый орел и Церковь

Распечатать
После георгиевской ленточки, которая, по мнению украинских «патриотов» была причиной всех бед в Украине, чиновники нашли еще более хищного зверя, точнее птицу — орла. Да не простого, а двуглавого. И где бы вы думали? Конечно же в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (как они её называют). Так, недавно пресс-секретарь ген прокурора Украины Юрия Луценко Лариса Сарган заявила на соей странице в Фейсбук: «А давно на Лаврской колокольне появились золотые двуглавые курицы с коронами? Хм… Оказывается, они там были и раньше, но почему-то в глаза так не бросались», — пишет Сарган. Со слов пресс-секретаря становится понятно, что чиновник не имеет ни малейшего понимания об истории Церкви, да и вообще, о геральдике в целом.

История

Двуглавый орел возник более пяти тысяч лет назад. С появлениям первых государств его начали использовать как символ власти. Как утверждают многие историки, одним из первых появлений двуглавого орла отмечают в Хеттском царстве. При раскопках столицы Хеттского царства Хаттусы (13 век до н.э.), было найдено изображение двуглавого орла держащего в своих лапах двух зайцев. Это изображение было обнаружено на цилиндрических печатях.

Хеттский двуглавый орел, изображенный на воротах царской столицы Хаттусы (13 в. до РХ)

Также подобные изображения встречались при раскопках и других хеттских городов.

Шумерский бог Нинурта

 

Изображения и монументы двуглавых орлов были найдены в Индии, Армении, Сербии, Албании, Черногории. Золотая Орда чеканила монеты с изображением двуглавого орла. Но в основном положено считать, что двуглавый орел это европейский символ. А именно — византийский.

Барельеф Гандаберунды в храме Рамешвара в Келади

Как утверждают историки, у Византии не было своего герба. И вообще, использование гербов было присуще Западной Европе. Поэтому, Византийская Империя переняла изображение двуглавого орла как герб у латинян где-то после 1204 года. Освободив, хоть и на короткое время, Константинополь от крестоносцев и восстановив тем самым Империю, последняя византийская династия Палеологов использовала двуглавого орла как герб своей династии.

Двуглавый орел дома Палеологов

Есть мнение, что племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики – двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки [1].

Государственная печать Ивана III 1497 г.

Также двуглавый орел встречается и в Восточной Европе. Так в XVIII—XIX вв. такой орел был гербом Черниговского княжества. Бытует мнение, что после принятия Московского государства (1497 год), которое считалось более влиятельным, у орла на гербе Черниговского княжества убрали одну голову.

К слову, исторические королевства, империи и княжества также использовали двуглавого орла в своих гербах. Вот только некоторые из них: Австро-Венгрия, Австрийская империя, Германский союз, Княжество Зета, Испанская империя, Конийский султанат, Лежская лига, Княжество Майсур, Перемышльское княжество (удел Галицко-Волынского), Царство Польское (в личной унии с Российской империей), Священная Римская империя, Королевство Югославия и многие другие.

Церковь

После падения Византии, патриарх Константинопольский — Геннадий II Схоларий — с разрешения султана стал не только предстоятелем Церкви, но и главой христианской общины в Османской империи – этнархом. В связи с этим Константинопольские первоиерархи переняли некоторые элементы прежней императорской символики. Облачение патриарха стало более пышным, оно все более походило на церемониальные императорские одежды: некогда простой белый омофор стал напоминать императорский пояс – лор, митра – корону-стемму последних Палеологов. То же  произошло и с императорским двуглавым орлом. Только теперь он означал не царскую, а архиерейскую власть. И в качестве напоминания о таковой стал украшать архиерейские престолы, орлецы, горние места, помещаться на Царских вратах храмов и т.д. [2]

Современный греческий орлец

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ – с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами – главным царским атрибутом. Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523–1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем. Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России:четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, – а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому двуглавый орел – не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.[3]

Резной киот. Израиль. Лидд (Лод). Храм св. Георгия

Напольная мозаика. Кипр. Монастырь св. Неофита

Двуглавый орел на полу Церкви Святой Гробницы в Иерусалиме

Напольная мозаика. Ведикобритания. Лондон. Греческий храм св. Софии

 

Двуглавый орел используется в Церкви не как символ политический и государственный. Это, прежде всего, символ церковный! Во всем мире в Православной Церкви присутствуют эти, так ненавистные нашим «патриотам» птицы. Англия, Израиль, Кипр, Греция и множество других стран не считают эту Божью птицу символом «всемирного зла». И не стоит говорить многим необразованным в этом вопросе украинцам о том, что нынешний  Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий использует при совершении богослужений национальный герб Российской Федерации на митрополичьем кресле. На этом же кресле сидел и покойный Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан)(но тогда это никого не волновало).

Кресло Киевских Митрополитов

На подобных креслах сидят первоиерархи Кипра, Греции и других стран. Печально то, что пытаясь увидеть щепку в чужом глазу, псевдопатриоты не замечают бревна в своем. Может следующее изображение все же заставит их задуматься.


[1],[3] Каково значение двуглавого орла. Ф.Гайда

[2] Двуглавый орел в церковной символике и политической спекуляции. Д.Марченко

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 3 =